Едва ли во всем мире найдется такой человек, чьи ноги сами не пустятся в пляс, заслышав зажигательные бразильские мелодии.
Ведь латиноамериканские напевы можно сравнить по энергетике с ярким тропическим коктейлем, а их дробный ритм – с уверенным звуком шейкера или кастаньет. Это и неудивительно, ведь во всем многообразии этой музыки ощутимы испанские и португальские корни.
На современной музыкальной арене бразильская музыка представлена в том числе и тропикалией. Это музыкальное направление связано с бунтом и непокорностью, с борьбой и победой. Некоторые музыкальные эксперты сравнивают тропикалию с уникальным проявлением латиноамериканского рока.
Исторически тропикалия связана с именами Жильберту Жила и Каэтоно Велозо, лидеров протестующего студенческого движения. Рождение тропикалии датируется 70-ыми годами двадцатого века, после произведенного в 1964 году военного переворота. Военные, которые пришли к власти на территории Бразилии, отняли у населения большую часть гражданских свобод, создали тоталитарную систему преследований и ущемлений. В этот момент и зародилась тропикалия – как форма протеста, как способ недовольным ощутить собственное единство.
Примечательно, что тропикалия была не единственной формой искусства, которая откликнулась на протестующие настроения в обществе. Веяния, сходные с общим настроением тропикалии, отмечались в работах молодых художников. Таким образом, протест против угнетающего режима сконцентрировался именно в сфере искусства, которое стало своеобразным аккумулятором общественного недовольства.
Официальное признание и название тропикалия получила в Сан-Паулу в 1967-ом году, во время международного музыкального фестиваля. И стой поры, жизнеутверждающая и позитивная, непокорная и заводная – тропикалия занимает лидирующие позиции в бразильской национальной музыке.